diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

7 АВГУСТА ВОСПОМИНАЕТСЯ ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Святой Благоверный Царь Иустиниан (Юстиниан).

Святой Благоверный Царь Иустиниан (Юстиниан).



Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Святитель.

Святитель.



Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Еретики.

Еретики.

[Spoiler (click to open)]

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан (монофизитов) повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных "Главах" осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о "Трех главах". Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582). Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах" было тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии (домостроительства Церкви) в отношении лично епископов Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.

На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.
Tags: 16 век, Вселенские Соборы, История Церкви, Православие, Ферапонтов монастырь, Христианство, Церковное искусство, вера, иконописец Дионисий, лики, московская школа иконописи, русская иконопись, русская фреска, фреска, фреска Дионисия, фрески Дионисия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments