diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

7 АВГУСТА ВОСПОМИНАЕТСЯ ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год.

Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Святой Благоверный Царь Иустиниан (Юстиниан).

Святой Благоверный Царь Иустиниан (Юстиниан).



Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Святитель.

Святитель.



Пятый Вселенский Собор. Фреска Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Фрагмент. Еретики.

Еретики.

[Spoiler (click to open)]

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан (монофизитов) повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных "Главах" осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о "Трех главах". Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий (537-555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582). Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах" было тщательно рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем, что в осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам толковать в свою пользу определения Халкидонского Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии (домостроительства Церкви) в отношении лично епископов Ивы и Феодорита ожесточило монофизитов против соборного решения. Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.

На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых.
Tags: 16 век, Вселенские Соборы, История Церкви, Православие, Ферапонтов монастырь, Христианство, Церковное искусство, вера, иконописец Дионисий, лики, московская школа иконописи, русская иконопись, русская фреска, фреска, фреска Дионисия, фрески Дионисия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments