diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

21 АВГУСТА ВОСПОМИНАЕТСЯ ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ, САВВАТИЯ И ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКИХ.

Святые Преподобные Зосима, Савватий и Герман, Соловецкие Чудотворцы.

[Spoiler (click to open)]

Преподобный Зосима Соловецкий (+ 1478) - основатель иноческого общежития на Соловецком острове.

Родился в Новгородской земле, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял иноческий постриг.

В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом, который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием прожил 6 лет.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли.

Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

Преподобный Зосима занялся устроением внутреннего быта обители, ввел строгое общежитие. В 1465 году он перенес на Соловки с реки Выг мощи преподобного Савватия. Обитель терпела притеснения от новгородских бояр, которые отнимали у иноков места для лова рыбы. Преподобный вынужден был отправиться в Новгород и искать защиты у архиепископа. По совету архиепископа он обходил дома бояр и просил их не допускать обитель до разорения. Влиятельная и богатая боярыня Марфа Борецкая приказала с бесчестьем выгнать преподобного Зосиму, но потом раскаялась и пригласила его на обед, во время которого он вдруг увидел, что шесть знатнейших бояр сидят без голов. Преподобный Зосима поведал видение своему ученику Даниилу и предсказал боярам скорую смерть. Это предсказание исполнилось в 1478 году, когда при взятии Новгорода Иоанном III (1462-1505) бояре были казнены.

Преподобный Зосима отошёл ко Господу 17 апреля 1478 года. Незадолго до кончины преподобный сам приготовил себе гроб, в котором был погребен за алтарем Преображенского храма. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Мощи его совместно с мощами преподобного Савватия 8 (21) августа 1566 года были перенесены в придел, освященный в их честь в Преображенском соборе.

Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима с преподобным Савватием являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также почитается покровителем пчеловодства, ему усвоено в народе даже именование "пчельник". К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях, существует множество больничных храмов, посвященных ему.




Преподобный Савватий Соловецкий (+ 1435), чудотворец, совершал свой духовный подвиг во времена великого князя Василия Васильевича Темного, при митрополите Фотии. В 1396 году пришел в Кирилло-Белозерский монастырь и там принял иноческий постриг. Смирение, кротость, любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Но он тяготился вниманием и, влекомый жаждой уединения, удалился оттуда на Ладожское озеро, на остров Валаам. Однако и здесь не обрел он желанного уединения. Наконец, преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров. Он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении, но игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка, - отвечал преподобный, - Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".

Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выг, в местечке Сороки. Там он встретил своего последователя, инока авву преподобного Германа, спасавшегося в глуши леса. Вместе с ним продолжил Савватий свой путь к желанной цели. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. В 1429 году Савватий уже водрузил здесь святой Крест и поставил келию. Вскоре одно семейство рыболовов поселилось было на этом острове, но невидимая сила, как повествует предание, в виде двух светозарных юношей согнала поселенцев с острова, предназначенного для святых иноков.

Однажды, спустя несколько лет, когда преподобный Герман отправился на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выг встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выг.

Придя в храм в Сороках, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Иоанн спешил отплыть, но внезапно поднялся шторм, и купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года.

Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы. Затем преподобный Зосима возобновил запустелую обитель Савватия на Соловецком острове и в 1471 году перенес на остров мощи преподобного в храм Преображения, сооруженный на месте, где святые отшельники Савватий и Герман впервые водрузили Крест.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. 8 августа 1566 года мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, во имя их сооруженный, возле той же Преображенской церкви, где они почивали в серебряной раке вплоть до революционного лихолетья.

Ныне святые мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.





Преподобный Герман Соловецкий (+ 1479) был родом из города Тотьмы Пермской епархии. Родители не могли научить его грамоте, но воспитали ум и сердце сына в строгих правилах христианского благочестия.

Раньше других иноков он побывал на Соловках. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами, но в одиночестве не решился там жить. Он вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия.

В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели около шести лет в трудах, посте и молитве. Повседневный труд и составлял главный подвиг преподобного Германа. В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали на нём общежительный монастырь.

Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя молитвенного подвига, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Тайн и мирно предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах и совершили погребение в веси Ховроньиной на берегу реки Свири.

Через пять лет, при игумене Исаии, братия перенесли святые мощи преподобного Германа в Соловецкую обитель и положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Началом прославления соловецкого подвижника стало, по преданию, явление преподобного Германа священнику Григорию в городе Тотьме. В 1602 году этим священником был составлен тропарь и написана икона, на которой преподобный Герман изображен вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Житие преподобного Германа составлено около 1627 года в Соловецкой обители.

С 1692 года по благословению Патриарха Иоакима установлено церковное почитание преподобного Германа.
Tags: Православие, Преподобные, Преподобный Зосима Соловецкий, Преподобный Савватий Соловецкий, Русские Святые, Св. Зосима Соловецкий, Святые, Соловецкие Чудотворцы, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, русская икона, русская иконопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments