diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор.

Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии. Фрагмент.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии. Фрагмент.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии. Фрагмент.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии. Фрагмент.

Икона Божией Матери "Агиосоритисса" ("Елеуса"). Кипр, 1183 год. Иконописец Апсевд Феодор. Происходит из монастыря Святого Неофита Затворника. Византийский музей архиепископа Макария III в Никосии. Фрагмент.

[Spoiler (click to open)]

Агиосоритисса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός (Агиа Сорос — святой Раки, т. е. гробницы Богородицы, перенесённой из Иерусалима) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе), Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X вв., получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV вв. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница. Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.

На фоне этой иконы на греческом языке написан один из эпитетов Богородицы: "и Элеуса" - "Милующая".
Tags: 12 век, Богоматерь Агиосоритисса, Богоматерь Елеуса, Богородица, Византия, Кипр, Православие, Пресвятая Богородица, Христианство, Церковное искусство, вера, византийская икона, византийская иконопись, динамический стиль, икона, кипрская икона, кипрская иконопись, лик, лик Пресвятой Богородицы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments