diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

29 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ПРОКОПИЯ, ИГУМЕНА САЗАВСКОГО.

Святой Преподобный Прокопий, игумен Сазавский.

[Spoiler (click to open)]

Преподобный Прокопий Сазавский, Чешский (+ 1053), игумен.

Память 16 сентября, 1 апреля (Чехослов.)

Был родом чех - славянин-богемец - из деревни Хотун. Начал изучать славянскую грамоту в доме родителей, которые держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии святым Мефодием. С детства отличался благочестием.

Со временем родители отправили его в Велеград, где в это время науки преподавались на славянском языке.

По окончании учебы, был рукоположен во священника и усердно учил свою паству правилам Православной Церкви.

Спустя некоторое время, ища уединения, удалился в пустынное место, где поселился в пещере и проводил жизнь по примеру восточных отшельников.

Однажды княжич Ульрих, во время охоты, обнаружил отшельника в глухом лесу. Беседуя с княжичем, святой Прокопий просил его построить храм святого Иоанна Предтечи. Добрый государь исполнил просьбу подвижника, и на реке Сазаве была основана пустынная обитель. Затем, в 1012 году, Ульрих стал князем Чешским, и под его покровительством стараниями преподобного Прокопия процвела Сазавская обитель. Богослужение в ней совершалось по-славянски. Преемник Ульриха князь Брячислав также поддерживал монастырь, но противники славянского богослужения - латиняне - чинили препятствия преподобному Прокопию.

Почувствовав приближение кончины, святой объявил братии, что спустя три дня умрет, и предсказал им скорое, но непродолжительное гонение. Преподобный Прокопий почил на третий день, 1 апреля 1053 года. Уже в 1055 году Сазавских иноков обвинили в том, что славянская письменность "вводит ересь", и выгнали из обители, поместив в ней немецких ксендзов, но в 1061 князь Вратислав возвратил изгнанников в родную обитель.

Почитание преподобного Прокопия святым в Чехии относится ко времени сразу по его кончине. Так, запись в летописи Косьмы Пражского под 1038 годом, сделанная Сазавским иноком, говорит о святом, что он был:

"в мире превосходный священник, совершавший чистое житие и чисто отправлявший Тайны, а после того облеченный в иноческую одежду, жил непоколебимо в вере, один с Единым Богом."

Ко времени святителя Филарета Черниговского, около середины XIX века, сохранялось Евангелие, написанное рукой святого с использованием кириллицы. Другая часть книги была написана глаголицей, и в ней стояла надпись: "а друга страна тиехто книжек… ту псал святи отец Прокоп сву руку."

Стихотворный отрывок из Градяцкой рукописи начала XIV века называет его "Святый Прокопий - из славянского рода" и содержит сказание о преподобном.
Tags: Православие, Преподобный, Святой, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, современная икона, современная иконопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments