diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Порт-Артурская икона Божией Матери.

Порт-Артурская икона Божией Матери.

Журнал «Русский паломник», №21, от 1904г. писал:
"История этого образа полна поразительной таинственности. Вот небольшая справка:
Ровно за два месяца до открытия японцами неприязненных действий в Киевскую лавру, на Дальние пещеры, пришёл поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос (по имени Фёдор) из отбывавших Севастопольское сидение.
По его рассказу, он видел во сне Богоматерь, стоявшую спиною к заливу моря. В руках Богородицы был продолговатый плат с сиреневой каёмкою, а посреди плата - Нерукотворный лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синий, а верхнее одеяние - коричневое. С правой стороны над Ея пречистым ликом Архистратиг Михаил, а с левой - Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в руках корону, увенчанную другою короною из двух перекрещивающихся радуг с крестом наверху. Ещё выше бесплотные силы поддерживали облака, на которых был изображён Господь Саваоф с надписью по сиянию: "Да будет едино стадо и Един Пастырь". Стопы Богоматери попирали обнажённые обоюдоострые мечи.
Богоматерь успокоила поражённого страхом матроса и поведала ему, что вскоре откроется тяжёлая война, в начале которой на долю России выпадут многие скорби. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно воспроизводящий видение престарелого матроса и отправить эту святыню в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа к указанному месту.
Сон и видение старика-севастопольца стали известны богомольцам Киево-Печерской лавры. Когда пришли первые вести о войне, десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали суммы, необходимые на материалы." Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде который отказался от гонорара и работал около четырех недель, под личным надзором матроса Феодора. На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Владимира Павловича Верховского.
Верховский мог с легкостью сразу направить икону по назначению, но промедлил и стал выставлять икону на всеобщее обозрение в Санкт-Петербурге, заказал с нее список. Лишь летом 1904 года икона была доставлена на Дальний Восток. Святая императрица Мария Феодоровна поручила доставку иконы в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который также медлил с этим. По прибытии во Владивосток вице-адмирал временно поставил икону во Владивостокском кафедральном соборе. Активные военные действия в осажденном Порт-Артуре и отсутствие свободных кораблей не давали доставить икону по назначению.
Во время войны с Японией на протяжении 10 месяцев генерал Роман Исидорович Кондратенко возглавлял сухопутную оборону осажденной крепости Порт-Артур.
Генерал Кондратенко знал об Порт-Артурской иконе, очень ждал ее, всячески содействовал ее прибытию в крепость. Но искусственные бюрократические проволочки задержали ее прибытие. Многие чиновники по месяцу держали икону в своих домах, мечтая о чудесах для себя лично. Когда святыня прибыла во Владивосток – генерал погиб. Потом о ней забыли. Она так и не дошла до крепости Порт-Артур. Люди ослушались слов Божьей Матери…
Не случайно существует предание о том, что сорок матросов из осажденного Порт-Артура после сдачи города дали обет принять монашество и затем уехали на Соловки и там приняли постриг.
Эта история оставила тяжелый след в русском сердце. Именно небрежением к святыне объяснял поражение России в Русско-японской войне святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Отчего мы не могли победить ныне врагов - язычников при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога, упадка нравственности ... вот от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разумения и надмения своего военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Страшный урок дан Богом русской интеллигенции, не верующей в Бога и себя боготворящей. Научись, Россия, веровать в Правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству.
…Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев - язычников. Между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».
В истории России есть немало примеров, когда Пресвятая Богородица являла чудеса заступничества и выручала в самые трудные для страны дни. Наиболее известными в этом смысле, чтимыми являются иконы Богородицы: Тихвинская, Владимирская, Иверская, Донская, Казанская (у последней сохранились только исторические списки, а оригинал утрачен ) и другие.
В последние годы к этому ряду наиболее чтимых общецерковных образов причислили вновь обретенные к концу ХХ века: Державную, Августовскую, Валаамскую и Порт-Артурскую.
На выставке церковного искусства представлена Порт-Артурская икона Божией Матери из Сретенского храма Ростова-на-Дону, которая является историческим авторским списком с оригинала П. Ф. Штронде, с его личной подписью. Она была обнаружена в июне 2009 года и стала одной из святынь храма. Прихожане и священство расценили эту чудесную находку как знак особого Божьего благоволения.
Tags: Богородица, Порт-Артурская икона Божией Матери, Православие, Ростов-на-Дону, икона, русская икона, христианство, церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments