diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент.

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент.

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент.

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент.

15 марта 2015 года - Крестопоклонная неделя Великого поста.
Крестопоклонная неделя – третье воскресенье Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню.[Spoiler (click to open)]
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песня поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы (Великого поста) верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".
Начало традиции было положено во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения Святых Отцов, таких, например, как Иоанн Златоуст (IV век). Святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, в VII веке говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»



Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент. Тетраморф.

Животворящий и Честный Крест во Славе. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. Фрагмент. Тетраморф.

Тетраморфы.
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:
«облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
(Иез. 1:5-18)»
Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы Херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик Херувима (Иез. 10:14).
Апостол Иоанн Богослов в «Откровении», глава IV, описывает бывшее ему видение:
«…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
(Откр. 4:6-8)»
В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).
Эти четыре животных стали символами четырёх Евангелистов. Традиционное толкование таково:
Человек (Ангел) - Матфей - Человеческая природа Христа, Его воплощение
Лев - Марк - Действенность, господство и Царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол) - Лука - Священнодейственное и священническое достоинство Христа, Его Крестная Жертва
Орёл - Иоанн - Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне
В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский (VI—VII века) пишет:
"Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых".
К тетраморфу Евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной Евхаристической молитвы священника на Литургии, их он произносит за Богослужением как возглас: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».
В Православной Церкви первая глава Книги пророка Иезекииля, повествующая о таинственных четырёх животных, носящих Престол Славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник.
Tags: 14 век, Ангелы, Ангелы Господни, Высокие Дечаны, Дечаны, Крестопоклонная неделя, Православие, Святой Крест, Сербия, Србиja, Тетраморфы, Христианство, Церковное искусство, вера, фреска, фрески
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments