diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Священноисповедники Илия (Иорест) и Савва (Бранкович), Митрополиты Трансильванские.

Священноисповедники Илия (Иорест) и Савва (Бранкович), Митрополиты Трансильванские.

Святитель Илия (Иорест) (1600 - 1678), митрополит Трансильванский, исповедник, родился в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении получил имя Илия.
Юношей Илия поступил в Путненский монастырь. После того, как он обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.
В сентябре 1640 года он был избран вдовствующую кафедру Трансильвании стараниями молдавского господаря Василия Лупу. Хиротонисан во епископа Трансильванского в кафедральном соборе Тырговиште митрополитом Унгро-Влахийским Феофилом в сослужении собора архиереев. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии.[Spoiler (click to open)]
Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами.
Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством.
При нем в сентябре-октябре 1642 года состоялся Собор в Яссах, который принял православное исповедание митрополита Киевского Петра (Могилы). Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ митрополит Молдавский Варлаам. Видимо, митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый «собор» благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита. Удаление митрополита Иореста с кафедры имело также и политические причины, обусловленные обострением отношений между Дьёрдем Ракоци и молдавским господарем Василием Лупу, который принимал непосредственное участие в избрании трансильванского митрополита. Но истинные причины удаления владыки состояли в «… пастырском противодействии, которое он оказал кальвинской ереси, и в нежелании принять от кальвинистов причастие, к чему его принуждал правитель страны, ... а чтобы дело не выглядело так, что он страдает за веру, о нем пустили дурную славу и оклеветали его».
Сведенный с кафедры митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года. Его вызволению способствовали двадцать четыре православных верующих, поручившихся, что митрополит заплатит немалую по тем временам сумму в тысячу талеров в казну княжества. После освобождения он удалился в Путненский монастырь.
В 1645 году митрополит Илия направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Владыка вернулся из России, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.
Остаток своих дней он провел в родном Путненском монастыре.
Скончался 12 марта 1678 года, похоронен в Путненском монастыре.
В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди предложенных имен было и имя митр. Илии. Канонизирован в 1955 году в Алба-Юлии.

Святитель Савва II (Бранкович) (ок. 1620 - 1683), митрополит Трансильванский (Ардяльский), исповедник, в крещении Симеон, родился около 1620 года в селе Инэу, Трансильвания (ныне Арад, Румыния), у благочестивых родителей Иоанна и Марии. Его древний сербский род Бранковичей из Герцеговины в конце XVI века покинул родные земли из-за османского нашествия и переселился в Арадские земли. Отец Симеона был офицером в армии воеводы Михаила Витязя.
Симеон учился книжной премудрости в родном доме, а потом отправился в странствия по Венгрии, Сербии и Болгарии, находившимся тогда под османским владычеством. Наконец он прибыл в Команский монастырь южнее Бухареста, где остался у своего дяди Лонгина. Там он закончил свое образование.
Услышав о кончине отца, он вернулся в родной дом, женился и имел двух детей, но его жена вскоре умерла. По желанию верующих, он отправился в Тырговиште, к митрополиту Унгровлахийскому Стефану, и около 1650 года был поставлен протопопом для храма Христа Спасителя своей родной деревни. Здесь он служил со рвением и страхом Божиим, духовно наставляя и защищая от турок свою паству. За это время его жена скончалась, а мать приняла монашество.
Летом 1656 года, на Соборе по случаю кончины митрополита Трансильванского Симеона-Стефана вдовый отец Симеон был избран его наследником. Вначале он принял монашеский постриг с именем Саввы 14 сентября, а 16 сентября того же года был хиротонисан во епископа в митрополичьем соборе в Тырговиште. Будучи щедро одарен воеводой Константином Шербаном Басарабом, он вернулся к своей пастве и был торжественно настолован на митрополичий престол в столице Трансильвании, городе Алба-Юлия.
В то тяжелое время православные Трансильвании, по большей части румыны, находились под венгерскими правителями, почему среди них усиленно насаждался римо-католицизм и протестантизм, причем Православная Церковь области была властями "вверена" для обращения кальвинистам. Святитель Савва показал себя преданным пастырем и великим защитником Православия в Трансильвании. Он смело обличал заблуждения кальвинизма, воодушевляя свою паству стоять в Православии. Святитель был также настроен против османских владетелей. При нем было воздвигнуто немало новых православных храмов в городах и селах, поставлены новые священники. Митрополит восстановил свой кафедральный собор и ряд других поврежденных церквей.
По велению Трансильванского правителя святитель был однажды кратковременно смещен с кафедры с лета 1659 по лето 1660 года.
В начале 1668 года отправился в Россию за милостыней, как и его святой предшественник митрополит Илия. Он побывал в Москве и был принят царем Алексеем Михайловичем, который оказал митрополиту щедрую помощь. Он также получил позволение для себя и своих наследников посещать Россию раз в 7 лет за милостыней. Возможно, именно в то время он встретился с будущим патриархом Иоакимом и утвердил последнего в мысли о возможности объединения православных народов южной Европы под патриаршим престолом всея Руси.
Со времени этого путешествия, отношения митрополита с Трансильванским правителем Михаилом Апафи ухудшились. Однако, в 1670 году владыка Савва предпринял поездку в Румынские земли, откуда заручился ежегодной пенсией в 6 тысяч бани.
В 1672 году святитель Савва освятил Моисеевский монастырь в Марамуреше и обновленную церковь во Влэдени под Брашовом.
В 1675 году митрополит Савва созвал Собор в Алба-Юлии, на котором были приняты решения по укреплению духовной и нравственной жизни паствы: о катехизации детей в церквях; о наказаниях для тех, кто попирает православные каноны и обычаи; об избавлении от суеверий. Cобор высказался против введения в Богослужение румынского языка, как недостаточно богатого, предпочитая продолжать служить по-церковнославянски.
Видя, что митрополит Савва успешно охраняет православных от обращения в кальвинизм, Михаил Апафи прибегнул к очернению святителя. 2 июня 1680 года состоялся суд над митрополитом, и он был смещен со своей кафедры за православные убеждения. Его собственность, состоявшая главным образом из книг, облачений и церковных сосудов, была отнята.
Митрополит был после этого заключен в тюрьму на три года, где его истязали и склоняли принять кальвинизм. Оставшись непоколебимым в исповедании Православия, святитель Савва наконец дождался освобождения в 1683 году из-за политической обстановки.
Телесно ослабленный мучениями, священноисповедник Савва преставился в апреле того же года в Алба-Юлии.
За святость его жития, верующие почитали его святым уже прижизненно. Один из братьев святителя, Георгий, оставил по себе многочисленные писания, которые отразили многое из жизни владыки Саввы. В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых румынского народа в церковный календарь. Среди них были митрополиты Трансильвании Илия (Иорест) и Савва (Бранкович). Канонизация этих исповедников и святителей была совершена 21 октября 1955 году в их кафедральном городе, Алба-Юлии. Днем их памяти было установлено 24 апреля.
Tags: Православие, Святители, Святые, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, современная икона, современная иконопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments