diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Святитель Стефан, Епископ Великопермский. Икона. Конец XVI века.

Святитель Стефан, Епископ Великопермский. Икона. Конец XVI века.

Святитель Стефан (ок. 1340 - 1396 гг.), епископ Великопермский, просветитель Перми, Апостол зырян, родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжский юродивый Святой Прокопий предсказал ей рождение святого сына. Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.[Spoiler (click to open)]
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь Святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать творения Святых Отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, Святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, Святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга Святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью".
Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем Святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью:
"Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла (разума), но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне".
На месте "прокудливой березы" Святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили Святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как Святой Стефан посрамил их главного жреца Пама, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со Святым Стефаном. "У вас, христиан, - говорил Пам, - один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам". Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. "Я не повелеваю стихиями, - смиренно отвечал Святой Стефан, - но Христианский Бог велик: иду с тобой". Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. "Вы свидетели, - сказал Святой Стефан собравшемуся народу, - сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой, и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?" "Обманщика предать смерти, - ответил народ, - если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей". "Нет, - ответил святой, - Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я". Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, Святой Стефан построил на Вишере храм в честь Святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году Святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любящий отец, он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных Святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников Святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную Литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству - сам он крестил население Малой Перми (позже - Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда), а далее Истинную веру распространили его ученики и последователи. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя - это победа веры над неверием, любви и кротости - над злобой и нечестием.
Умилительно "заочное свидание" Святителя Стефана Пермского с Преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря Преподобного Сергия, Святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!". О глубокой духовной связи Святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, Святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую - в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Архангельскую.
Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них - "Зырянская Троица" с обширной надписью стефановской азбукой на языке коми.
В 1395 году Святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля (9 мая) 1396 года.
Тело Святителя Стефана было положено в монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилось в пермском краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.
Прославление Святителя Стефана началось еще в начале XV века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником Преподобного Сергия Радонежского, жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать. Акафист Святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб, пришедший на Русь в первой половине XV века.
Tags: 16 век, Православие, Россия, Русский Святой, Русь, Святитель, Святой, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, русская икона, русская иконопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments