diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Святой мученик Фанурий. Икона критской школы XV века. Иконописец Ангелос.

Святой мученик Фанурий. Икона критской школы XV века. Иконописец Ангелос.

Мученик Фанурий, почти не известный в других странах, глубоко почитаем и любим в православной Греции. Долгое время святой Фанурий оставался сокрытый Господом. Лишь в XV в. была обретена его икона, и христиане узнали о его существовании и той великой силе чудотворения, которая была ему дарована от Господа. [Spoiler (click to open)]
Памятники письменности доносят до нас тот факт, что икона святого Фанурия была обретена на острове Родос. Агаряне, завоевав этот остров, вознамерились восстановить крепостные стены города, разрушенные во время осады и многочисленных боев. Во время расчистки завалов под разрушенными стенами была обнаружена небольшая, некогда очень красивая, церковь и множество икон. Красочный слой на иконах был поврежден настолько, что невозможно было разглядеть ни ликов, ни надписей. Но в какой-то момент рабочие обнаружили чудесную, совершенно нетронутую временем икону. Она была в столь хорошем состоянии, что казалось, будто только что вышла из-под кисти живописца. Это было еще одним доказательством того, что обретение иконы произошло не по воле случая, а явилось поистине даром Божиим.
Радость христиан, обнаруживших икону, была неописуемой. Вскоре весть о случившемся разлетелась по городу. Дошла она и до митрополита острова – владыки Нила. Он поспешил к разрушенному храму и принял икону, на которой было обозначено имя изображенного святого – Фанурий. Воистину то было явлением благодати Божией, ведь имя Фанурий означает «являющий» (указывающий, показывающий).
Святой Фанурий изображен на явленной иконе облаченным в воинские доспехи, с крестом в руке. Над крестом горящая свеча. По периметру иконы, в соответствии с древней традицией, помещены 12 клейм с изображениями мучений святого. Они свидетельствуют о том, что это был великий и мужественный поборник веры.
На первом клейме показано, что святой Фанурий исповедует свою веру во Христа перед римским правителем.
На втором клейме – Фанурий в окружении воинов, мучающих его и побивающих камнями.
На третьем клейме показаны еще более жестокие мучения – воины повергли его на землю и наносят ему удары палками. Фанурий молится за своих мучителей.
На четвертом клейме - святой Фанурий брошен в темницу, и его мучители терзают его железными орудиями. Воин Христов терпеливо переносит страдания, его взор обращен к Богу.
Пятое клеймо – святой предстоит перед жестоким тираном после перенесенных пыток: он вновь исповедует свою веру. Весь его облик свидетельствует о непреклонности в отстаивании истины. Он не отступает перед угрозами и запугиванием.
Шестое клеймо – он вновь в заточении и, воздев руки, смиренно молит о ниспослании Божией помощи, чтобы претерпеть ему все страдания до конца.
На седьмом клейме – святой изображен в темнице в растерзанных одеждах, весь израненный. Вокруг него мучители с зажженными свечами, истязающие его тело. Святой Фанурий изображен спокойным и всей душой преданным Господу.
На восьмом клейме изображена еще одна сцена страданий: огромный валун придавил тело мученика. Вокруг него дикие звери, готовые, казалось бы, растерзать его, но святость и благодать Божия укрощают их, и, окружив камень, они стараются помочь святому.
Девятое клеймо – святой Фанурий на пути к небесной славе. Он не отрёкся от Христа, и Господь укрепил Своего воина. Он стоит перед идолами, держа в руках горящие угли, но при этом отказывается принести жертву ложным богам. Злокозненный сатана, изображенный в верхней части иконы, посрамлен. Он так и не сумел сломить христолюбивого юношу.
На десятом клейме изображена духовная победа святого – он стоит, выпрямившись во весь рост, руки воздеты к небесам, спокойный лик озарен Божественным светом.
На одиннадцатом клейме показано, как вокруг Фанурия бесчинствует беснующаяся толпа мучителей, выламывающих ему кости. Сила, дарованная от Господа, помогает юноше стойко переносить ужасные страдания.
И на двенадцатом клейме – завершающий этап страданий и конец его мученичества. Святого Фанурия живым предают огню: святой изображен стоящим на горящих поленьях, весь охваченный пламенем. И здесь, претерпевая последнее мучение, он остается спокойным и невозмутимым, он в молитве обращается к Тому, Кто Сам претерпел великие страдания – к Иисусу Христу, благодарит за великий венец мученичества и прославляет Бога.
Вглядываясь в икону, можно предположить, что святой Фанурий родился в благочестивой семье и был воспитан в христианском духе. Фанурий, скорее всего, получил достаточное образование, чтобы занять должность военачальника. Он принял мученический венец, по всей вероятности, в первые века христианства, о чем свидетельствует характер пыток, которым его подвергали. Перенеся страшные страдания за Христа, св. Фанурий обретает венец мученика. Почитание этого святого было повсеместным. Судя по иконописному изображению, Фанурий пострадал за Христа в молодом возрасте. Икона дает достаточно сведений, чтобы составить образ великого поборника веры и страстотерпца.
После того, как благочестивый митрополит Нил благоговейно принял и внимательно осмотрел икону, столь чудесно сохраненную среди городских развалин, он совершил молебен святому мученику Фанурию и Литургию. Тогда же владыка Нил вознамерился восстановить храм на том месте, где была обретена икона, для чего отправил специальное посольство к правителю острова, испрашивая разрешения на строительство. Но правитель разрешения не дал. Тогда владыка, не убоявшись трудностей дальнего пути, поехал в Константинополь и добился у самого султана разрешения на возведение храма. По возвращении на Родос он восстанавливает храм святого Фанурия на том самом месте, где были когда-то развалины старого храма и где обрели икону. Храм сохранился до наших дней и принимает множество паломников, притекающих поклониться чудотворной иконе мученика Фанурия.
Неисчислимы чудеса святого Фанурия. Все обращающиеся к его помощи и предстательству всегда получают просимое, если только это желание не противоречит воле Божией. Вот одно из таких чудес.
Во времена, когда остров Крит находился под властью венецианцев-католиков, православным архиереям не дозволялось там совершать Богослужения, а только католическим. Когда умирал православный владыка, поставлять нового не разрешалось. Все это делалось для того, чтобы православные со временем остались бы без своих пастырей, и для них не было бы иного выхода, как перейти в католичество. Поэтому на Крите все те, кто выбирал путь священства, должны были отправляться на соседний остров Кифиру, находящийся между Пеллопонесом и Критом, чтобы получить хиротонию от православного архиерея.
Так, однажды, три диакона с Крита прибыли к митрополиту Кифиры на иерейскую хиротонию. Владыка их радушно принял, совершил хиротонию и отправил на родину, пожелав верно служить страждущему критскому народу. На обратном пути их корабль захватили разбойники-агаряне. Всех пассажиров доставили на остров Родос и там продали в рабство другим агарянам.
Три священника безутешно скорбели о своем несчастье, жизнь их была тяжелая, каждый день трудились они, не покладая рук, у своих иноверных хозяев. Однажды, услышав, что на Родосе есть чудотворная икона святого Фанурия, обретенная здесь же, на этой земле, они стали с верой и со слезами просить новоявленного угодника Божия освободить их от уз и ужасных страданий рабской жизни. Они жили в разных местах, и каждый усердно молился о даровании свободы. В конце концов, по Промыслу Божию, всем троим хозяева разрешили посетить храм и приложиться к иконе мученика. Узники со слезами молили святого освободить их от агарянского рабства, чтобы им сподобиться послужить Господу.
Мольбы священников были услышаны, и в ту же ночь святой Фанурий явился агарянам-хозяевам и приказал им освободить узников. Рабовладельцы, вместо того, чтобы внять гласу Божию, сделали прямо противоположное: связали рабов цепями, подвергли их ужасным побоям в полной уверенности, что ночное видение было результатом ворожбы.
На следующую ночь мученик Фанурий явился трем иереям и сам освободил их от уз, пообещав, что на следующий день вызволит их и из плена. Ночью он вновь явился агарянам и, в гневе за их преслушание, сказал: «Если не выпустите завтра трех священников – своих рабов, то увидите силу Господа!»
Утром агаряне и все члены их семей лишились зрения, а кроме того, никто из них не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, они оказались парализованными. Тогда все их родственники собрались на совет и стали думать, как избавиться от постигшего их страшного несчастья. В результате решили допросить узников. Когда тех привели, то хозяева стали взывать к ним о помощи. «Сами мы помочь вам ничем не можем, - последовал ответ, - но помолимся ко Господу, и Он совершит то, чему должно свершиться».
На следующую ночь святой Фанурий явился во сне агарянам и сказал: «Если не отпустите священников, как вам было сказано, если не принесете письменное уведомление об их освобождении в мой храм – останетесь неисцеленными». Испуганные хозяева написали каждый по письму, в котором подтверждали свое решение даровать свободу трем своим рабам-священникам. Посланные от них слуги положили письма у иконы святого. И – о чудо! Не успели гонцы вернуться, как трое агарян и члены их семей совершенно исцелились и вновь стали зрячими. В изумлении от случившегося чуда они не только освободили священников, но и дали им денег, чтобы те смогли добраться до родного Крита.
Бывшие рабы – православные иереи – поспешили в храм Божий и со слезами благодарили мученика Фанурия за чудо своего освобождения. Перед отъездом они сделали список с иконы и повезли его с собой на Крит. Здесь, на своей родине, они непрестанно славили святого Фанурия, служили ему молебны.
И по сей день у иконы совершается множество чудес. Мученик Фанурий незамедлительно помогает тем, кто призывает его с верой и благоговением. Обычно ко святому обращаются в тех случаях, когда пропала какая-либо вещь, просят «явить» ее, подсказать выход из сложной ситуации, а также «явить здравие» болящему, или просто что-то или кого-то найти: работу, жилье, суженного и т.п.
Это мужское имя довольно распространено среди греков, а иконы святого Фанурия есть во многих храмах в разных частях Греции. Память мученика Фанурия совершается по всей Греции 27 августа – в день обретения иконы.
Почитание святого Фанурия породило в народе разного рода благочестивые обычаи, среди которых и выпекание на праздник так называемого «пирога святого Фанурия», или по-гречески «фануропитты» (оливковое масло, мука, корица, сахар и вода - основные компоненты). Пирог готовят накануне дня памяти святого. Его делают небольшим, круглым по форме, напоминающим артос. После Богослужения его разрезают на части и раздают верующим. Такой пирог пекут и в те дни, когда заказывают молебен святому.
Tags: 15 век, Ангелос Акотантос, Греция, Православие, Св. Фанурий, Святой, Христианство, вера, греческая иконопись, икона, мученик, мученик Фанурий, церковное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments