diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Собор Всех Святых. Греческая икона.

Собор Всех Святых. Греческая икона.

Неделю тому назад завершился собственно Пасхальный цикл. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовят христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.[Spoiler (click to open)]
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «Пятидесятничный цикл» охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчета – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества нового человека, искупленного Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых».
Понятие святость – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек (не партия, не класс или «народная масса»!) имеет решающую ценность в очах Божиих. Вспомним притчи Спасителя о блудном (заблудившемся) сыне, о потерянных овце и драхме. Только такой мир представляется нам единственно возможным и достойным современного человека. На светском языке его называют «правовым» или «демократическим обществом».

Юрий Рубан



В той части Православной Церкви, что оказалась в пределах Османской империи, к началу XVIII века закрепилась устойчивая иконография для Недели всех святых. Образ этот показывает Господа Иисуса Христа при Его Втором Пришествии, восседающего на престоле над небесами, и окруженного сонмом святых Ангелов и людей. Непосредственно по бокам от престола Христу поклоняются Адам и Ева. В нижнем левом углу - библейский патриарх Авраам с душею праведника на лоне, согласно повествованию в Лк. 16, 22. В середине нижней части иконы - благоразумный разбойник, распятый со Христом и исповедавший Его Богом. В нижнем правом углу - ветхозаветный патриарх Иаков.
Иконография данного образа несколько не соответствует описанию, но в греческой иконописной традиции встречались разные варианты одного и того же иконографического типа.
Tags: Православие, Святые, Христианство, Церковное искусство, вера, греческая икона, греческая иконопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments