diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

16 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска церкви Святого Георгия в Старо Нагоричино, Македония. 1316 - 1318 годы. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска церкви Святых Иоакима и Анны (Королевской церкви) в монастыре Студеница, Сербия. 1314 год.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Иконописец Александр Рудой.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Иконописец Александр Рудой.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Иконописец Александр Рудой.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Современная сербская икона.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Современная сербская икона.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Греческая икона. Иконописец иеромонах Парфений.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Греческая икона. Иконописец иеромонах Парфений.



Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.

Священномученик Дионисий Ареопагит, Епископ Афинский. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.



Мученичество Святого Дионисия Ареопагита. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.

Мученичество Святого Дионисия Ареопагита. Фреска монастыря Дионисиат на Святой Горе Афон. 1547 год. Иконописец Тзортзи (Зорзис) Фука.


[Spoiler (click to open)]


Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер (священник) Рустик и диакон Елевферий пострадали за веру Христову в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 - 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", - сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой Апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 - 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого Апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии Апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю Апостолу Павлу: "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди Апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".

После мученической кончины Апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную Литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI - VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).


В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.
Tags: Православие, Св. Дионисий Ареопагит, Святой, Священномученик, Священномученик Дионисий Ареопагит, Христианство, Церковное искусство, вера, иконы, лики, фрески
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments