diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Спас на Престоле. Икона. Новгород, конец XIV - начало XV вв.; поновления: Кирилл Уланов, 1698 г.

Спас на Престоле. Икона. Новгород, конец XIV - начало XV веков; поновления: иконописец Кирилл Уланов, 1698 год. Успенский собор Московского Кремля.

Спас на Престоле. Икона. Новгород, конец XIV - начало XV веков; поновления: иконописец Кирилл Уланов, 1698 год. Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Спас на Престоле. Икона. Новгород, конец XIV - начало XV веков; поновления: иконописец Кирилл Уланов, 1698 год. Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Спас на Престоле. Икона. Новгород, конец XIV - начало XV веков; поновления: иконописец Кирилл Уланов, 1698 год. Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Икона "Спас на Престоле". Хранится в Успенском cоборе Московского Кремля.


Голова Спаса и фрагмент престола — конец XIV — начало XV в.
Остальное изображение — 1698 г., мастер Кирилл Уланов (с реставрационными поновлениями XIX в.).
180 × 148.


От первоначальной живописи сохранилось изображение головы и шеи Спаса, по вырез хитона, а также фрагмент престола с орнаментом, слева внизу. Неясно, является ли золото нимба (теплого оттенка, отличающееся от золота фона) первоначальным. На всей остальной поверхности иконы живопись поздняя, однако исполненная «по старым контурам».


Фигура и трон Христа исполнены в 1698 г., а овальное двухступенчатое подножие и подушка на нем — в 1852 г. (?).


На лике Спаса красочный слой потерт, мелкие вставки левкаса на правой щеке, на пряди волос, по вырезу хитона. Контуры волос, бровей, глаз, носа дополнены или усилены при реставрации. В теневых местах по потертому авторскому слою дописана подрумянка. Первоначальное вохрение сохранилось на лбу, скулах и небольшой фрагмент на шее. Черты лика прографлены при поновлении. На хитоне и на правой руке Спаса в утратах просматривается древний живописный слой. Складки хитона и гиматия прографлены. Первоначальный орнамент трона под потемневшей олифой. Золото фона подлинное.


Иконографические детали иконы в той или иной степени указывают на Новгород, как на место ее происхождения. Общая схема — Спас, восседающий на престоле и правой рукой касающийся раскрытого Евангелия, — восходит к древней иконе, так называемому «Спасу царя Мануила», или «Спасу Златая риза», которая хранилась в Софийском соборе в Новгороде и которой в XVI в. была посвящена основанная на легенде повесть «О чюдном видении Спасова образа како явися благоверному царю греческому Мануилу, еже он же написа». В 1561 г. икона «Спас Златая риза» была увезена в Москву и до настоящего времени хранится в Успенском соборе. В 1699 г. эта икона была поновлена Кириллом Улановым. В Новгороде находится несколько копий-реплик с этой иконы: одна из копий была послана туда из Москвы в 1572 г. взамен увезенного оригинала. Судя по композиции и рисунку складок в дошедших до нас поновлениях и копиях, древняя икона была создана в XI–XII вв. Размеры ее совпадают с размерами иконы XI в. из Софийского собора «Петр и Павел». Согласно тексту вышеупомянутой Повести, икона находилась в Софийском соборе «на столпе на правом клиросе»: возможно, это местоположение осталось за ней с древних времен. «Спас царя Мануила» был популярен на Руси, имеются реплики этой иконы и сделанные с нее прориси.


Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.


Источник текста: Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. 1982.
Tags: Бог, Богочеловек, Иисус Христос, Православие, Спас на Престоле, Спаситель, Христианство, Христос, Христос на троне, Церковное искусство, вера, икона, иконописец Кирилл Уланов, лик, лик Спасителя, русская икона, русская иконопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments