diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Великий Понедельник. Изгнание торгующих из храма.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

Изгнание торгующих из храма. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий. Фрагмент.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, глава 21, стихи 12 - 17, с толкованиями Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского:


И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.


Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой - обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: "дом Мой - домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников", ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники - то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть.


И приступили к Нему в храме хромые и слепые, и Он исцелил их.


Исцелением больных показывает, что Он Бог и что Он хорошо сделал, изгнавши из храма недостойных. Здесь указывается и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приняты и исцелены им хромые и слепые из язычников.


Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?


Фарисеи, увидев, как дети восхваляют Христа песнью Давидовой, которую пророк, по-видимому, относит к Богу, терзаются от зависти и укоряют Его за то, что Он дозволяет применять к Нему то, что относится к Богу. Но Господь, защищая детей, говорит: да! мало того, что Я им не повелеваю замолчать, но еще привожу пророка свидетелем, а в вас изобличаю или невежество, или зависть; разве вы не читали: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу"? "Устроил" означает: Ты сделал стройную и совершенную хвалу. Хотя, по своему возрасту, дети считаются несовершенными, но они не от себя говорили это: нет, свои уста они вручили Духу Святому, они были орудиями Его. Потому и сказано: "из уст младенцев", ибо указывается, что слова вытекали не из разума детей, а только из уст, движимых Божественною благодатию. Это знаменовало, что Христа будут восхвалять младенцы и неразумные, то есть язычники. В этом давалось и для Апостолов утешение; хотя они и простецы, но им дано будет слово. Так и ты, если будешь незлобив, как младенец, и если будешь питаться молоком духовным - словом Божиим, и ты окажешься достойным восхвалять Бога.


И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.


Господь удаляется от них как от недостойных, и идет в Вифанию. Слово это значит "дом послушания". Это означает, что от непокорных Он переходит к послушным Ему и водворяется у них, как сказано: "вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6, 16).
Tags: 14 век, Великий Понедельник, Изгнание торгующих из храма, Македония, Страстная Седмица, Церковное искусство, Чучер, иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий, иконописцы Михаил и Евтихий, фреска, церковь Св. Никиты в Чучере
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments