diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Сошествие во ад. Византийская икона XIV века.

Сошествие во ад. Византийская икона XIV века.

Сошествие во ад. Византийская икона XIV века. Фрагмент. Господь Иисус Христос, вызволяющий ветхозаветных праведников из ада.

Господь Иисус Христос, вызволяющий ветхозаветных праведников из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона XIV века. Фрагмент. Святые Праотцы Адам и Ева, вызволяемые Спасителем из ада.

Святые Праотцы Адам и Ева, вызволяемые Спасителем из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона XIV века. Фрагмент. Святые Пророки Иоанн Предтеча, Цари Соломон и Давид.

Святые Пророки Иоанн Предтеча, Цари Соломон и Давид.



Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.
Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.






Из статьи монахини Иулиании (Соколовой)


ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО"


Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа в Евангелии не описан.
Евангелие говорит о великом землетрясении ("трусе") и отвалении камня от входа в погребальную пещеру, но как произошло самое Воскресение, в каком виде был Воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился - все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию.
В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из таких символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.
Позднее (V-IX вв.) событие Воскресения Христова, раскрываемое в своей сущности святыми отцами и писателями Церкви как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме "Сошествие Иисуса Христа во ад". Эта богословская, глубокосодержательная и в то же время доступная непосредственному пониманию композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.
Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтири свидетельствует о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтирях. Самый текст Псалтири давал древним художникам много поводов к такому изображению. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Сам Победитель ада, простирая Адаму и Еве руки и "изводя их", по словам псалма, "окованных мужеством".
Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтирях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки ко Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу - темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.
Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой иконографической композиции, но византийские художники строго относились к выбору и обработке иконописных образов: их композиции кратки, просты, но выразительны.
Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью "Воскресение Христово" повторяются во фресках Киево-Софийского собора (XI в.), где Победитель ада со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на правой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же святой Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием "Воскресение Христово".
Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.
С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие во ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр - изображение сошествия во ад.
Tags: 14 век, Византия, Православие, Сошествие во ад, Христианство, Церковное искусство, вера, византийская икона, икона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments