diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.

Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.

Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Господь Иисус Христос - Победитель ада и смерти.

Господь Иисус Христос - Победитель ада и смерти.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Спаситель вызволяет из ада Праотца Адама.

Спаситель вызволяет из ада Праотца Адама.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Ветхозаветные праведники, вызволенные Спасителем из ада.

Ветхозаветные праведники, вызволенные Спасителем из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Святые Пророки Моисей Боговидец и Иоанн Предтеча (в верхнем ряду), Цари Давид и Соломон.

Святые Пророки Моисей Боговидец и Иоанн Предтеча (в верхнем ряду), Цари Давид и Соломон.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Святые Пророки Моисей и Иоанн Предтеча, вызволенные Господом из ада.

Святые Пророки Моисей и Иоанн Предтеча, вызволенные Господом из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Святые Пророки Цари Давид и Соломон, вызволенные Спасителем из ада.

Святые Пророки Цари Давид и Соломон, вызволенные Спасителем из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Лики Святых Пророков Моисея и Иоанна Предтечи.

Лики Святых Пророков Моисея и Иоанна Предтечи.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Освобождённые Спасителем ветхозаветные праведники: Ева в красном мафории, за ней - Авель и Иосиф Обручник.

Освобождённые Спасителем ветхозаветные праведники: Ева в красном мафории, за ней - Авель и Иосиф Обручник.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Святые Праведные Авель и Иосиф Обручник, вызволенные Господом Иисусом Христом из ада.

Святые Праведные Авель и Иосиф Обручник, вызволенные Господом Иисусом Христом из ада.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Святой Праотец Адам, вызволяемый из ада Спасителем мира.

Святой Праотец Адам, вызволяемый из ада Спасителем мира.



Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Ангелы Господни.

Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония. Фрагмент. Ангелы Господни.

Ангелы Господни.




Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.
Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.






Из статьи монахини Иулиании (Соколовой)


ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО"


Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа в Евангелии не описан.
Евангелие говорит о великом землетрясении ("трусе") и отвалении камня от входа в погребальную пещеру, но как произошло самое Воскресение, в каком виде был Воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился - все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию.
В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из таких символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.
Позднее (V-IX вв.) событие Воскресения Христова, раскрываемое в своей сущности святыми отцами и писателями Церкви как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме "Сошествие Иисуса Христа во ад". Эта богословская, глубокосодержательная и в то же время доступная непосредственному пониманию композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.
Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтири свидетельствует о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтирях. Самый текст Псалтири давал древним художникам много поводов к такому изображению. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Сам Победитель ада, простирая Адаму и Еве руки и "изводя их", по словам псалма, "окованных мужеством".
Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтирях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки ко Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу - темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.
Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой иконографической композиции, но византийские художники строго относились к выбору и обработке иконописных образов: их композиции кратки, просты, но выразительны.
Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью "Воскресение Христово" повторяются во фресках Киево-Софийского собора (XI в.), где Победитель ада со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на правой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же святой Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием "Воскресение Христово".
Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.
С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие во ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр - изображение сошествия во ад.
Tags: 14 век, Византия, Галерея икон в Охриде, Македония, Охрид, Православие, Сошествие во ад, Христианство, Церковное искусство, вера, византийская икона, икона, лики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments