diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Беседная икона Божией Матери (Явление Богоматери и Святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу).

Первая половина XVII века. Беседная икона Божией Матери (Явление Богоматери и Святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу.) Первая половина XVII века. Дар В. Г. Спиридонова. Пресвятая Богородица. Беседная икона Божией Матери (Явление Богоматери и Святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу.) Первая половина XVII века. Дар В. Г. Спиридонова. Фрагмент. Святитель Николай Чудотворец. Беседная икона Божией Матери (Явление Богоматери и Святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу.) Первая половина XVII века. Дар В. Г. Спиридонова. Фрагмент. Пономарь Юрыш. Беседная икона Божией Матери (Явление Богоматери и Святителя Николая Чудотворца пономарю Юрышу.) Первая половина XVII века. Дар В. Г. Спиридонова. Фрагмент. Беседная икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием. Другое название иконы - Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу (Георгию).[Spoiler (click to open)] На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней Святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и невредимым опустил этого человека на землю, после чего был водружен деревянный крест. На месте чудесного явления Богоматери и Святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь. «Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской, а также как самостоятельный сюжет. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.
Tags: 17 век, Беседная икона Божией Матери, Богоматерь, Богородица, Православие, Святитель Николай Чудотворец, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, музей им. Андрея Рублёва, пономарь Юрыш, русская икона
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments