diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Филермская икона Божией Матери.

Филермская икона Божией Матери.

Чудотворная икона, известная под именем Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым Евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время Её земной жизни. Святой Лука принёс икону назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству. У них она пребывала три века.[Spoiler (click to open)]
Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии. Последняя при большом стечении народа с честью поставила бесценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.
Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Царьграде, но после захвата и разграбления его в 1203 году крестоносцами, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках римо-католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра перешла под контроль турок, и при отступлении рыцари перевезли икону на остров Крит. После короткого пребывания там образ был в 1309 году переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей. Здесь образ был помещён в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и пошло название иконы Филермской.
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:
"чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя; кроме того, одной из реликвий, принадлежавших ордену, была часть Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы: за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова."
Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти. 24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта, куда 26 октября того же года вместе с великим магистром ордена и советом прибыли и орденские святыни. Местом ее пребывания стал форт Святого Ангела, а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского ордена. С помощью Богородицы связывают победу над турками, напавшими на остров в 1565 году. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Богоматери Победной, а 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город Ла-Валетта. Здесь в соборе святого Иоанна была сооружена придельная часовня Госпожи Филермской специально для чтимой иконы.
В 1798 году остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен французами и многие ценности ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери.
Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 (25) октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину. По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями.
С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ужасный пожар в декабре 1837 года не повредил их. По восстановлении Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель Московский митрополит Филарет в присутствии царской семьи освятил обновленный собор, в котором святыни заняли подобающее место. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился:
"поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое."
Высочайшее повеление было исполнено, и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.
Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино.
Из письма настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского в Наркомат просвещения следует что:
"1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины."
Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллин). В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи.
Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.
Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с начала оккупации Югославии германскими войсками, 18-летний король Петр II и патриарх Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.
В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты специальной службы "Удба" и увезли святыни в Титоград (ныне Подгорица). Затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными, но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них Цетинскому игумену Марку (Каланья) и митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня, которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments