diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Богоматерь Милостивая. Фрагмент фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Богоматерь Милостивая. Фрагмент фрески монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Елеуса (греч. Ελεούσα — Милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в православной иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует Крестную Жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
В греческом церковном искусстве данный иконографический тип именовался также Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко Любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзание.
Можно перечислить следующие чтимые Русской Православной Церковью иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.
К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился святой великий князь Киевский Игорь Ольгович.
В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.
Tags: 14 век, Богородица, Высокие Дечаны, Дечаны, Иисус Христос, Православие, Сербия, Србиja, лики, фрески, христианство, церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments