diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

О Тебе радуется. Вторая половина XVI века. Средняя Русь.

О Тебе радуется. Вторая половина XVI века. Средняя Русь.

О Тебе радуется. Вторая половина XVI века. Средняя Русь. Фрагмент. Святой Преподобный Иоанн Дамаскин.

Фрагмент. Святой Преподобный Иоанн Дамаскин.

O Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род. Освященный Храме и Раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
слава Тебе.

Преподобный Иоанн Дамаскин.


Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно.
Икона — учили отцы — есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой и, кто отвергает икону, тот не верит в реальность Боговоплощения, т. е. человеческой природы Богочеловека.

С. И. Фудель [Spoiler (click to open)]

В сиянии славы и в окружении Сил Небесных — Богоматерь с Младенцем на Престоле. Над Ней, словно образуя радугу, — ангельский собор, цветущий сад, многоглавый храм — образ Вселенной и образ Нового Иерусалима, образ рая.
В нижней части иконы — простые люди и пророки, цари и иноки, патриархи и целомудренные девы.
И все земные и Небесные Силы славят Ту, Которая объединяет все земное и небесное и Сама стала «новым Творением» и «освященной Церковью».
Все это воплощено на одной иконе «О Тебе радуется».
Почему столько веков миллионы людей поклоняются иконам, молятся перед ними, несут к ним свои сокровенные тайны и упования, получают исцеление и утешение?
Что же такое икона — просто доска, краски, олифа?
Отец Павел Флоренский писал: «нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего».
Это внутреннее и есть суть иконы — когда благодатная сила первообраза становится присущей образу и действует через него на человека. Так писали святые отцы Церкви — Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама. Так чувствуют и простые люди — с открытым Богу сердцем, искренне верующие и уповающие на Господа. Недаром существует понятие «намоленные иконы».
На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение православной кафолической Восточной Церкви.
Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия — храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь — единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы».
Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения. А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она — предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она — слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она — начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков».
Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это — «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это — «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») — образ Боговоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это — «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» — в греческом варианте) — вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах.
Обращенные к Пречистой песнопения именуют Ее и Заступницей, и Покровительницей, и Утешительницей и Ходатаицей. Ее иконы называются — «Неувядаемый Цвет», «Неупиваемая Чаша», «Живоносный Источник», «Споручница грешных», «Гора нерукосечная», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»… Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Покровительницы...
Многие иконы оказались за рубежом и окормляли русских людей, потерявших свою Отчизну. Еще больше святынь бесследно исчезло в огне сатанинской злобы. Но, верую, вернутся и они, вернутся в преображенную страну, вспомнившую свой духовный идеал — Русь Святую. Может, об этом и молятся все новомученики, в земле Российской просиявшие, у Престола Господня. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей… будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу: крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Надежда Дмитриева
Текст с сайта Православие.Ru



Знаменитый писатель и церковный поэт святой Иоанн Дамаскин в молодости служил при дворе халифа и был правителем города Дамаска. Родом из Сирии, он жил в середине VIII столетия, когда в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а почитатели их сурово преследовались. Будучи высокообразованным человеком и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин очень убедительно писал в защиту православного почитания икон.
Византийский император Лев Исавр, убежденный иконоборец, гневался на Иоанна за его сочинения. Он приказал своему писцу изучить почерк святого Иоанна и как бы от его имени написать письмо, адресованное византийскому императору, в котором Иоанн яко6ы предлагает свои услуги Исавру в свержении халифа. Это подложное письмо император Исавр отослал халифу в доказательство своей дружбы и измены Иоанна Дамаскина. Восточный деспот, не разобрав дела и не приняв объяснений Иоанна, приказал заключить его в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо. Имея с собой в тюрьме икону Божией Матери, святой Иоанн положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился перед иконой, изливая свое горе. Во сне Пречистая Дева явилась страдальцу и, милостиво взирая на него, сказала: “Вот рука твоя здорова, не скорби более”. Иоанн проснулся и с радостным изумлением увидел, что отсеченная рука приросла к своему месту и стала здоровой, как и раньше. Остался только узкий шрам, напоминавший об отсечении. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице, в душе Иоанна сложилась песнь: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”. Эта песнь до сих пор поется в храме.
Весть о чуде дошла до халифа, и он, вызвав Иоанна, терпеливо разобрал его дело и убедился в его невиновности. Сознавая себя виноватым перед Иоанном, халиф, чтобы загладить свою несправедливость, предлагал ему крупную награду и высокие почести. Но Иоанн, поняв, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. В благодарность Божией Матери он заказал из серебра изображение кисти его руки и прикрепил ее к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона получила название Троеручицы.
Раздав свое имущество, он в одежде простолюдина удалился в обитель святого Саввы Освященного, на расстоянии 25 километров на юго-восток от Иерусалима. Так как Иоанн был очень знаменитым человеком, никто из монахов лавры святого Саввы не решался брать его к себе на послушание. Наконец, один старец согласился им руководить с условием, что Иоанн ради смирения больше ничего не будет писать. Иоанн согласился и начал жить и трудиться в монастыре, как обыкновенный инок.
Через несколько лет у одного монаха, дружившего с Иоанном, умер отец, и он попросил Иоанна написать для него какую-нибудь заупокойную молитву. В приливе вдохновения святой Иоанн написал молитвы-гимны, которые до сих пор поются в храме при отпевании.
Узнав, что Иоанн нарушил послушание, наложенное на него, и написал молитву, старец разгневался на него и хотел изгнать из монастыря. Тогда вся братия обители стала просить за Иоанна. Старец согласился простить ослушника с условием, что он своими руками вычистит все грязные места в обители. Святой Иоанн смиренно исполнил это суровое требование своего старца. После Богоматерь явилась во сне старцу и сказала: “Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию”. Проснувшись, старец понял, что Богу угодно, чтобы Иоанн Дамаскин посвятил себя писательскому труду.
С тех пор уже никто не препятствовал Иоанну писать богословские сочинения и составлять богослужебные молитвы. В течении нескольких лет непрерывных трудов он обогатил Церковь многими сочинениями, молитвами и богослужебными канонами, до сих пор украшающими Православное богослужение. Многие песни Пасхального, Рождественского и других праздничных богослужений принадлежат его перу. Им же составлен Октоих (Восьмигласник), употребляемый на воскресных богослужениях. Будучи проникновенным богословом, святой Иоанн Дамаскин написал знаменитую книгу “Точное изложение Православной веры”, в которой суммировал основные истины Христианства. Скончался он в 777 году.
Tags: 16 век, Богоматерь, Богоматерь с Младенцем, Богородица, Богородица с Младенцем, О Тебе радуется, Православие, Преподобный Иоанн Дамаскин, Святые, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, лики, музей им. Андрея Рублёва, русская икона
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments