diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Боголюбская икона Божией Матери. Середина XIX века.

Боголюбская икона Божией Матери. Середина XIX века.

Боголюбская икона Божией Матери. Фрагмент. Богородица. Середина XIX века.

Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.[Spoiler (click to open)]
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии названной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор города Владимира. Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (написанного Апостолом и Евангелистом Лукой) образа Пречистой, став образом, освящавшим первые шаги церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворную икону Царицы Небесной, впоследствии названную Владимирской. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли, как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Стилистические особенности иконы указывают на то, что она была написана либо византийским иконописцем, либо русским, хорошо знакомым с константинопольской школой тех времён. Первоначально Богородица была изображена воздевшей обе руки в молитве к Спасителю. Свиток был дописан на рубеже XIII - XIV веков при митрополите Максиме, видимо, чтобы на иконе Богородица была изображена в полном соответствии с видением князя Андрея.
Князь Андрей часто уединялся в Боголюбове для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных - бояр Кучковичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Материнский покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли. В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А царь Фёдор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной иконы часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
Сверху написаны Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем, помимо Пречистой, изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей российской столицы.
Ко дню празднования Боголюбской иконы Божией Матери, то есть к 18 июня (1 июля по новому стилю), перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии - в селе Юрьевское Боровского уезда (по молитвам перед этой иконой в середине XIX столетия были избавлены от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии – в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии – в городах Козлов и Елатьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии – в Угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская - «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские – в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возрождённая к началу 1990-х годов, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная икона) и приписной к монастырю, всемирно известный храм Покрова Богородицы на Нерли.
Ныне чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, пребывает в специальном «климатическом киоте» в местном ряду иконостаса собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Боголюбская икона Божией Матери. Фрагмент. Деисус. Середина XIX века.

Фрагмент иконы. Деисус.

Деисус (греч. δέησις — прошение, моление; деисис) — икона (фреска, мозаика) или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора - Вседержителя), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения Апостолов, Святых Отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.
Tags: 19 век, Боголюбская икона Божией Матери, Богоматерь, Богородица, Деисис, Деисус, Православие, Христианство, Церковное искусство, вера, икона, лик, музей им. Андрея Рублёва, русская икона
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments