diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

4 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА - ПРАЗДНИК ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (СУББОТА АКАФИСТА).

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.

[Spoiler (click to open)]

Похвала Пресвятой Богородицы, с Акафистом в клеймах. Византийская икона. 1360-е годы (?). Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент.



Миниатюры рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ. Фрагмент.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Миниатюра рукописи Акафиста ко Пресвятой Богородицы. Византия, 1350 - 1360-е годы. ГИМ.

Похвала Пресвятой Богородицы - праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы. Празднование также известно как Суббота Акафиста.

Празднование в субботу пятой седмицы Великого поста

Праздник был установлен в IX веке для восхваления Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествий врагов. Среди побед, ставших причиной учреждения праздника, было чудесное избавление города от соединённых сил агарян и персов, которые подошли к Царьграду с моря и с суши, но были во множестве рассеяны и потоплены внезапно поднявшейся ночной бурей. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную ("акафист" по-гречески) песнь: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!"

Праздник также стал хвалебным воспоминанием о снятии осады с Константинополя летом 626 года. В то время город был осажден аварами и славянами. Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены. Народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, и опасность была отвращена. По этому поводу к уже составленному Великому акафисту Божией Матери был добавлен благодарственный проимий.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечался торжественным пением Великого акафиста в субботу пятой седмицы Великого поста. Иосиф Студит написал канон на Субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили благодарственные молитвы в честь всесильного воеводства Божией Матери.

Сначала праздник акафиста совершался лишь в самом Константинополе, в Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесён в уставы монастырей святого Саввы и Студийского и потом в церковные Богослужебные книги, таким образом сделавшись общим для всей Восточной Церкви.

При совершении торжества Похвалы Пресвятой Богородицы, Церковь утверждает кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В современной Богослужебной практике Великий акафист в субботу пятой седмицы Великого поста поётся на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) - не весь сразу, а раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.





Ака́фист (греч. неседальное [пение], т. е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.

Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия врагов.

Акафист ко Пресвятой Богородице изначально - как единственный в своем роде - именовался просто "Акафист", и только спустя столетия, когда появились другие подобные песнопения, за ним закрепилось название "Акафист ко Пресвятой Богородице" или "Великий акафист". Таким образом, само слово акафист из обозначения конкретного текста превратилось в обозначение жанра.
Tags: 14 век, Акафист ко Пресвятой Богородице, Византия, Похвала Пресвятой Богородицы, Православие, Суббота Акафиста, Христианство, Церковное искусство, вера, византийская икона, византийская иконопись, византийская миниатюра, икона, книжная миниатюра, лики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments