diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

Сошествие во ад. Фреска церкви Святых Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. Фрагмент.

[Spoiler (click to open)]

Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Сошествие Христа в ад произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за Богослужением Великой Субботы Страстной Седмицы.

Тема сошествия Христа в ад широко используется в Богослужебных текстах Октоиха, постной и цветной Триодей.



Из статьи монахини Иулиании (Соколовой)

ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО"

Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа в Евангелии не описан.

Евангелие говорит о великом землетрясении ("трусе") и отвалении камня от входа в погребальную пещеру, но как произошло самое Воскресение, в каком виде был Воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился - все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию.
В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из таких символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.
Позднее (V-IX вв.) событие Воскресения Христова, раскрываемое в своей сущности святыми отцами и писателями Церкви как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме "Сошествие Иисуса Христа во ад". Эта богословская, глубокосодержательная и в то же время доступная непосредственному пониманию композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.

Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтири свидетельствует о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтирях. Самый текст Псалтири давал древним художникам много поводов к такому изображению. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Сам Победитель ада, простирая Адаму и Еве руки и "изводя их", по словам псалма, "окованных мужеством".
Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтирях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки ко Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу - темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.

Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой иконографической композиции, но византийские художники строго относились к выбору и обработке иконописных образов: их композиции кратки, просты, но выразительны.

Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью "Воскресение Христово" повторяются во фресках Киево-Софийского собора (XI в.), где Победитель ада со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на правой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же святой Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием "Воскресение Христово".

Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.

С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие во ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр - изображение сошествия во ад.
Tags: Болгария, Боянская церковь, Пасха, Православие, Светлое Христово Воскресение, Сошествие во ад, Христианство, Христос Воскресе, Церковное искусство, болгарская иконопись, болгарская фреска, вера, лики, образ Воскресения Христова, фреска
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments