diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Христос Пантократор и Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года

Христос Пантократор и Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года.

Лик Спасителя. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года.

Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года. Фрагмент.

Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года. Фрагмент.

Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года. Фрагмент.

Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года. Фрагмент.

Небесная Литургия. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1321 года. Фрагмент.

Фресковое убранство купола церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (1319-1321 гг.) включает хорошо сохранившуюся сцену Небесной Литургии, окружающую медальон с образом Христа Пантократора, роль Которого здесь осмысливается, в отличие от предшествующих изображений, уже в сугубо литургическом ключе. [Spoiler (click to open)]
Сербское храмовое искусство, всегда склонное к конкретному и деятельному мышлению, по-своему интерпретировало популярную в византийском мире того времени идею взаимосвязи земной и Небесной Литургий, что выразилось в достоверности изображения действий и принадлежностей Ангельского служения, заимствованных из реального литургического обряда.
Десять Ангелов-диаконов, несущих Честные Дары в потире и дискосе и рипиды, приближаются с двух сторон к честной трапезе, где их встречают еще два Ангела, с кадилом и дарохранительницей-сионом в руках, образы которых напоминали о троекратном каждении Даров священником при поставлении их на святой престол с произнесением слов: "Ублажи, Господи! Благоволением Твоим Сиона…". Под именем Сиона в данном случае, по словам И. Дмитриевского, "разумеется Церковь, верующая во Христа".
Особенностью композиции является изображение Христа-Агнца на престоле, пришедшее в иконографию Небесной Литургии из алтарной сцены "Службы Святых Отцов", где он представлял собой символ Христовой Жертвы, принесенной за спасение людей на земле. Перенесением Агнца из алтарной композиции в подкупольное пространство, в небесный обряд, составители иконографической программы - сербские богословы первой половины XIV в. - подчеркивали мысль о единстве Церкви воинствующей и Церкви торжествующей.
Отрока-Жертву окружает с обеих сторон сонм Архангелов, по жесту рук и позам тел которых видно, что они только что положили Господа на престол "во образ погребения" и отходят в страхе и трепете, давая простор совершению Божественной воли.
Сзади святую трапезу с предлежащими Дарами охраняет литургический "Серафимо-Херувим", держащий в руках прямоугольной формы рипиды с изображениями шестокрылов. Глубокое знание иконописцами богослужебных текстов и сознательное стремление создать художественные образы, наиболее адекватные словесным образам главных молитв Литургии, привело к сущностному слиянию Серафима и Херувима в один собирательный литургический образ Небесных сил, основанный на благодарственной молитве из литургии Иоанна Златоуста: "аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиися, пернатии, победную песнь поюще <…> : Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф …".

Васильева А. В.
Tags: 14 век, Ангелы, Ангелы-диаконы, Бог, Богочеловек, Грачаница, Иисус Христос, Небесная Литургия, Православие, Сербия, Спаситель, Србиja, Христианство, Христос, Христос Пантократор, Церковное искусство, вера, лики, фрески
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments