diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Явление Ангела Господня Валааму.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Явление Ангела Господня Валааму.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Явление Ангела Господня Валааму.

Явление Ангела Господня Валааму.



Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Иосафат.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Иосафат.

Иосафат.



Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Крещение Господне.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Крещение Господне.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Крещение Господне.

Древо Иессеево. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. До 1350 года. Фрагмент. Крещение Господне.

Крещение Господне.

[Spoiler (click to open)]

Древо Иессеево (Корень Иессеев, Лоза Иессеева) - иконографическая композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа; сложилась в IX веке и получила широкое распространение в христианском искусстве.

Литературной основой изображения являются тексты Ветхого и Нового Заветов и гимнография. Иессей - отец царя Давида. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: "...из дома Давидова" (Лк 1, 27), Ангел обращается к нему: "Иосиф, сын Давидов" (Мф 1, 20). В Апокалипсисе Иисус назван "корень и потомок Давида" (Откр 22, 16), пророчество Исаии приводит Апостол Павел: "...будет корень Иессеев" (Рим 15, 12). В Новом Завете исполняются пророчества Исаии (Ис 7, 14; Ис 11, 1; Ис 53) и Валаама (Чис 24, 17). Евангелист Матфей (Мф 1, 1) приводит родословие Иисуса Христа, "Сына Давидова". Раннехристианские писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов "Корень Иессеев", Деву Марию - "Лоза из Корня", а Ее Сына - "Цветок Лозы". Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа.

По мнению ряда исследователей, иконография "Древа Иессеева" сложилась в западноевропейском искусстве. В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевропейского искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1, 1-16 и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом - Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, главным образом Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чем говорил еще свт. Кирилл Александрийский.

В восточнохристианском искусстве изображения "Древа Иессеева" известны с XII века. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе церкви Апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского в Сербии (до 1343)). В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета.

Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 года в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция "Древа Иессеева" состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении "Древа Иессеева" в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.).

В XIII-XIV веках "Древо Иессеево" становится широко распространенной темой в росписях византийских храмов. Композиция обычно помещается на наружных стенах (башня монастыря в Студенице, Сербия, XIII в.) или в нартексе, где, как правило, располагаются циклы прообразовательного характера, «Страшный Суд», «Вселенские Соборы», а также портреты царей, ктиторов и местных святителей. В этом контексте "Древо Иессеево" отражает связь Ветхого и Нового Заветов, раскрывает в образах темы воплощения и спасительной жертвы Христа. В начале XIV века в искусстве Сербии по образцу "Древа Иессева" была создана композиция "Лоза Неманичей", представляющая родословие сербских государей (церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320).

Наиболее пространная и сложная по составу композиция "Древа Иессеева" представлена в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Высокие Дечаны. Над лежащим Иессеем в «стволе», образованном стеблями, выходящими из цветков, представлены 11 фигур в рост. По сторонам от «ствола» в завитках боковых побегов помещены сцены из Ветхого и Нового Заветов и отдельные фигуры, а в цветках на концах побегов - полуфигуры святых. Над Иессеем изображен праотец Иаков на престоле, держащий в руке миндалевидный медальон с фигуркой Младенца Христа. Надпись: «И истече звезда от Иакова», выше - 8 фигур царей, Богоматерь на престоле из сцены «Благовещение» и Спас на престоле, по сторонам Которого в медальонах - завитках лозы, вероятно, Апостолы Петр и Павел (надписей нет). По сторонам расположены ветхозаветные (Явление Ангела Валааму, Помазание Давида, Прор. Иона в Ниневии, Вознесение прор. Илии, Гибель Содома и Гоморры, Руно Гедеоново, Явление Ангела Исаии и др.) и евангельские (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Распятие и Сошествие во ад) сцены. Композиционное построение, взаимосвязь вертикальных и горизонтальных рядов фигур и сюжетных сцен демонстрируют многоплановое сопоставление тем Ветхого и Нового Заветов, близкое к поэтике литургических песнопений, в которых раскрывается домостроительство Спасения. Богородица и Христос, венчающие центральный ряд фигур, прославляются как Царица Небесная и Небесный Царь.

К XIII веку в монументальном искусстве сложилась композиция "Древа Иессеева", являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в византийском искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI веке (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV веке эта тема развивалась в византийском искусстве в разнообразных формах.

Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиарский монастырь, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (церковь св. Марии монастыря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; церковь Вознесения монастыря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на семь ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов.

В русском искусстве "Древо Иессеево" впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 Апостолов и Апостолы из числа 70. Таким образом, "Древо Иессеево" дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор Апостолов» или «Союзом любви связуемые Апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены русские князья.

В XVII-XVIII веках композиция получила распространение в румынской миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям А. А. Турилова, один такой свиток 2-й четв. (30-х гг.?) XVIII века хранится в библиотеке Пантелеимонова монастыря на Афоне (текст на румынском языке кириллицей).

В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) "Древо Иессеево" рекомендуется изображать так:

"Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями, из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: первый Давид с арфой, выше его Соломон с книгой закрытой, выше Соломона прочие цари по порядку, с скипетрами в руках, а на вершине ветвистого ствола - Рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа".
Tags: 14 век, Высокие Дечаны, Древо Иессеево, Корень Иессеев, Лоза Иессеева, Православие, Сербия, Србиja, Христианство, Церковное искусство, библейский сюжет, вера, монастырь Дечаны, сербские фрески, фреска
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments