diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

21 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Часть 1.

Собор Архангелов Михаила и Гавриила. Болгарская икона XIV века из Бачковского монастыря.

Собор Архангелов Михаила и Гавриила. Болгарская икона XIV века из Бачковского монастыря.

Собор Архангелов Михаила и Гавриила. Болгарская икона XIV века из Бачковского монастыря. Фрагмент. Архистратиг Михаил.

Архистратиг Михаил.



Собор Архангелов Михаила и Гавриила. Болгарская икона XIV века из Бачковского монастыря. Фрагмент. Архангел Гавриил.

Архангел Гавриил.



Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Фреска церкви Архангела Гавриила в Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Фреска церкви Архангела Гавриила в Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век. Фрагмент.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Фреска церкви Архангела Гавриила в Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век. Фрагмент.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Фреска церкви Архангела Гавриила в Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век. Фрагмент.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Фреска церкви Архангела Гавриила в Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век.



Архистратиг Михаил. Фреска храма Атени Сиони, Грузия. 1080 год.

Архистратиг Михаил. Фреска храма Атени Сиони, Грузия. 1080 год.

Архистратиг Михаил. Фреска храма Атени Сиони, Грузия. 1080 год.



Архистратиг Михаил. Икона Преподобного Андрея Рублёва из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Около 1400 года. ГТГ.

Архистратиг Михаил. Икона Преподобного Андрея Рублёва из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Около 1400 года. ГТГ. Фрагмент.

Архистратиг Михаил. Икона Преподобного Андрея Рублёва из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Около 1400 года. ГТГ. Фрагмент.

Архистратиг Михаил. Икона Преподобного Андрея Рублёва из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Около 1400 года. ГТГ.

[Spoiler (click to open)]

Архангел Михаил — один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: "А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"".

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его иногда изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября (21 ноября по новому стилю).

Кроме Архистратига Михаила, из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На поздних иконах Архангелы часто изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце (левой руке) - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.
Tags: 11 век, 12 век, 14 век, 15 век, Архангел, Архангел Михаил, Архистратиг, Архистратиг Михаил, Православие, Собор Архистратига Михаила, Христианство, Церковное искусство, болгарская иконопись, вера, грузинская иконопись, иконы, лики, русская иконопись, фрески
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments