diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в Гелати

Грузия. 1561 - 1578 годы.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы. Фрагмент.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы. Фрагмент.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы. Фрагмент.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы. Фрагмент.

Богоматерь Никопея с предстоящими Апостолами Петром и Павлом. Фреска церкви Святого Георгия в монастыре Гелати, Грузия. 1561 - 1578 годы. Фрагмент.

[Spoiler (click to open)]

Икона Божией Матери "Никопея" (Νικοποιός - "Победоносная", "Победодательница")
Празднование 15 августа (Греч. местн.)

Иконографический тип отличается тем, что Богородица изображена держащей Богомладенца (в медальоне или без него) обеими руками прямо перед Собой. Божия Матерь может быть представлена как погрудно, так и в рост, и восседающей на престоле.

Название "Никопеи" - "Победительницы" - закрепилось за образом благодаря эпитету на печати проедра и паракимомена Иоанна XI века. При этом для ростовых изображений Богородицы Никопеи используются также эпитеты "Махеритисса" (по названию Махерского монастыря на Кипре) и "Кириотис(с)а" ("Госпожа", "Владычица").

Наиболее известным отражением иконографического типа Никопеи в русской иконографии являются иконы Державная и "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Влияние Никопеи также усматривают в образе Албазинской иконы Божией Матери.

История

Существует предание о том, что первоначальная икона написана святым Апостолом и Евангелистом Лукой.

К VI веку образ обрёл особое почитание в Константинополе. К тому времени относятся первые ныне известные примеры изображений Никопеи, встречающиеся на печатях императора Маврикия, которого, по преданию, икона сопровождала в его войнах. Этот образ стал первой иконой Богородицы, появившейся на царских печатях. Никопея стала почитаться защитницей императорского дома и эмблемой триумфов византийских войск над врагами, перед ней войска просили заступничества в преддверии битв.

Доиконоборческий поясной образ Богородицы Никопеи был обретен в первой половине XI века во время реставрационных работ в Константинопольском Влахернском храме при императоре Романе Аргире. В иконоборческий период образ Никопеи исчез с императорских печатей, но в X веке опять появился - теперь на византийских монетах. В XII веке император Иоанн II Комнин украсил этим образом свою триумфальную колесницу, император Андроник I Комнин поместил изображение стоящей Богородицы Никопеи-Кириотисы на монеты. Впоследствии изображения Богородицы Никопеи на престоле встречаются на византийских монетах до XIV века.
Tags: 16 век, Апостол Павел, Апостол Пётр, Апостолы Пётр и Павел, Богоматерь Никопея, Богородица, Богородица с Младенцем, Грузия, Православие, Пресвятая Богородица, Пресвятая Богородица с Младенцем, Христианство, Церковное искусство, вера, грузинская иконопись, грузинская фреска, монастырь Гелати, фреска, церковь Св. Георгия в Гелати
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments