diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

7 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА. Часть 2.

Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.

Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315 - 1321 годы.



Святитель Григорий Богослов. Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе. XIV век.

Святитель Григорий Богослов. Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе. XIV век.

Святитель Григорий Богослов. Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе. XIV век.



Святитель Григорий Богослов. Фрагмент византийской иконы. Около 1193 года. Иконописец Апсевд Феодор. Византийский музей Архиепископа Макария III в Никосии, Кипр.

Святитель Григорий Богослов. Фрагмент византийской иконы. Около 1193 года. Иконописец Апсевд Феодор. Византийский музей Архиепископа Макария III в Никосии, Кипр.



Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Фрагмент.

Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Фрагмент.

Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.



Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина. Ростов Великий, начало XVI века.

Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина. Ростов Великий, начало XVI века. Фрагмент.

Святитель Григорий Богослов. Икона из деисусного чина. Ростов Великий, начало XVI века.



Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.

Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский.



Святитель Григорий Богослов. Фрагмент Царских врат. Кипр, XV век.

Святитель Григорий Богослов. Фрагмент Царских врат. Кипр, XV век.



Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Кобайр, Армения. Выполнена грузинскими мастерами в XIII веке, когда монастырь был православным.

Святитель Григорий Богослов. Фреска монастыря Кобайр, Армения. Выполнена грузинскими мастерами в XIII веке, когда монастырь был православным.



Святитель Григорий Богослов. Современная икона.

Святитель Григорий Богослов. Современная икона. Фрагмент.

Святитель Григорий Богослов. Современная икона.

[Spoiler (click to open)]

Святитель Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианзского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился со св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (который, став императором (361-363 гг.), отрекся от Христианства и пытался возродить язычество в Римской империи и за это получил прозвище "отступник") и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял Крещение.

После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец Григория Богослова, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил во священника. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем, друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества еретиков-ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит “воскресение”, с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: “Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!” Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.
Tags: Православие, Св. Григорий Богослов, Св. Григорий Назианзин, Святитель, Святитель Григорий Богослов, Святитель Григорий Назианзин, Святой, Христианство, Церковное искусство, вера, защитник Православия, иконы, лики, мозаика, фрески
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments