diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

12 ФЕВРАЛЯ - СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Греческая икона. Монастырь Великий Метеор в Метеорах.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Греческая икона. Монастырь Великий Метеор в Метеорах. Фрагмент.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Греческая икона. Монастырь Великий Метеор в Метеорах.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Греческая икона. Монастырь Варлаама в Метеорах.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Греческая икона. Монастырь Варлаама в Метеорах.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Фрагмент иконы. Псков, начало XV века.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Фрагмент иконы. Псков, начало XV века.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Фрагмент иконы. Псков, начало XV века. Святитель Григорий Богослов.

Святитель Григорий Богослов.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Фрагмент иконы. Псков, начало XV века. Святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Иоанн Златоуст.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Фрагмент иконы. Псков, начало XV века. Святитель Василий Великий.

Святитель Василий Великий.



Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Собор Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.



Собор трёх Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконописец архимандрит Зинон (Теодор).

Собор трёх Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконописец архимандрит Зинон (Теодор).



Собор трёх Вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

[Spoiler (click to open)]

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем святитель Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным святителя Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что святитель Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца, ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память – 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом, и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке,
которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда святитель Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в Трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их (духовным) потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря.
Tags: Вселенские учители и Святители, Православие, Святители, Святые, Собор вселенских учителей и Святителей, Три Святителя, Христианство, Церковное искусство, вера, защитники Православия, иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments