diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

Святитель Евстафий, Архиепископ Солунский. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере, Македония.

Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Святитель Евстафий, Архиепископ Солунский. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Святитель Евстафий, Архиепископ Солунский. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

[Spoiler (click to open)]

Евстафий Солунский (Фессалоникийский) (ок. 1115 — ок. 1195 гг.) — архиепископ Фессалоникийский, византийский историк и писатель, автор знаменитого комментария к Гомеру. Некоторые современники называли его самым учёным человеком своего времени (Никита Хониат, VIII, 238). Прославлен в лике святителей Элладской Православной Церковью.


Несмотря на известность личности Евстафия, сведения о его жизненном пути весьма скудны. Его панегиристы, Михаил Хониат и Евфимий Малаки, не оставили нам ни указаний о месте и времени его рождения, ни других подробностей биографии своего друга. Некоторые сведения можно почерпнуть из произведений самого Евстафия, но и они не точны и позволяют сделать лишь косвенные выводы. Родился он, предположительно, около 1115 года. Сообщение о Константинополе, как месте его рождения, строится на единственной фразе, где он называет себя и своих учеников детьми Константинополя. Смысл фразы не ясен, но святитель действительно провёл большую часть жизни в столице империи. Его происхождение также неизвестно: указание на близость Евстафия Катафлорону не обязательно предполагает родственные отношения. Сам Евстафий называет своего учителя «главой софистов», то есть риторов, которым и был Николай Катафлорон. Наставником риторов в 60-х годах стал и сам Евстафий.
По признанию самого Евстафия, с юности он был приучен к земледельческому труду. Занимался он им и в зрелые годы. В Константинополе он имел обширный сад, в котором сам и трудился. О своём саде он говорит с явным пиетизмом.


Образование Евстафий получил в Константинополе. Начальное образование, вероятно, получил в школе при монастыре св. Евфимии. Обучение продолжил, очевидно, в школе Николая Катафлорона.


Долгое время трудился писцом в патриаршей канцелярии, затем вместе со своим начальником, будущем патриархом Михаилом III, перешёл в ведомство патриаршего суда. Здесь он был рукоположен во диаконы. Во второй половине 60-х годов Евстафий занял должность магистра риторов. На эту должность его возвёл опять Михаил, ставший в это время ипатом философов.


Место в ведомстве священных сокровищ он получил вместо смещённого патриархом Лукой Хрисовергом диакона, уличённого в нечестности. Судя по посланиям самого Евстафия, это значительно укрепило его материальное положение, до того бедственное. Впоследствии, когда патриархом стал Михаил (то есть после 1170 года), опальный диакон был прощён и восстановлен на прежней должности, а Евстафий, соответственно, смещён. Но это открыло новую страницу в его жизни. Прошения, обращённые к бывшему начальнику, возымели действие и (предположительно в 1174 году) он был выдвинут кандидатом на митрополичью кафедру Мир Ликийских. Однако вскоре после избрания он был переведён на более значительную Солунскую кафедру (не ранее 1174, но не позднее 1180 гг.). С уверенностью утверждать, что произошло это в 1174 году, мы не можем: именно к периоду с 1174 по 1179 годы относятся многие произведения святителя, связанные с Константинополем, в том числе и три речи, обращённые к императору. И, напротив, сочинения, безусловно связанные с Фессалией, написаны позднее, после 1180 года. Вполне возможно, что солунский архиепископ всё это время оставался в Константинополе, занимая кафедру лишь номинально. На этот период приходится расцвет научной и преподавательской деятельности Евстафия. Именно в это время он составил комментарии к Гомеру, Пиндару и Дионисию Периэгету. По выражению его друга и ученика Малаки, дом его «стал истинным обиталищем муз, второй Академией, Стоей и школой перипатетиков». К этому периоду относятся его значимые речи перед императором Мануилом.


Вскоре после прибытия нового архиепископа в Салоники, там произошёл мятеж. В чём заключалась суть произошедшего — неизвестно. Сам солунский владыка называет мятежников не иначе как «птенцами несправедливости», которые угрожают «всему многотысячному народу». В конце концов, архиепископ был вынужден покинуть город. Недоброжелательство паствы преследовало его и в дальнейшем. Неприятие горожанами Евстафий объясняет своим нелицеприятным отношением, тем, что судил одинаково как бедняка, так и знатного горожанина. О том же пишут и его друзья. Противная сторона будет обвинять его в злопамятстве. Впрочем, факт скорого его почитания в Македонии и на Афоне говорит, что к его деятельности далеко не все относились отрицательно и у него было достаточное число сторонников и почитателей.


Среди спорных вопросов, по-видимому, оказался вопрос о церковном имуществе: одного из своих врагов Евстафий обвиняет в святотатстве, то есть наложении рук на церковное имущество. Архиепископ выступает против «жадных», и императорский наместник Солуни Давид Комнин на его стороне.


В 1185 году Фессалия была захвачены войсками короля Сицилии Вильгельма II. Осаду города и его последующую участь Евстафий пережил вместе с горожанами. Впоследствии он напишет «Взятие Солуни», в котором вину за бедствия горожан возложит на императора Андроника I. Также нелицеприятно пишет он и о солунском наместнике Давиде Комнине.


Неизвестна и дата его смерти. Но после 1195 года известия о Евстафии уже не встречаются, а в 1196/97 годах на Солунской кафедре был уже другой архиепископ.

Судя по сохранившимся фрескам в афонском монастыре Ватопед и монастыре Святого Георгия в Старо-Нагоричино (Македония) и других храмах Сербского королевства, Евстафий почитался на Афоне и Балканах уже в начале XIV века.


В 1988 году Синод Элладской Православной Церкви по представлению митрополита Фессалоникийского Пантелеимона причислил Евстафия Солунского к лику святых. Основанием для канонизации послужил факт его давнего почитания и посмертные чудеса, описанные Михаилом Хониатом.
Tags: 14 век, Македония, Православие, Св. Евстафий Солунский, Св. Евстафий Фессалоникийский, Святитель, Святитель Евстафий Солунский, Святитель Евстафий Фессалоникийский, Святой, Христианство, Церковное искусство, Чучер, вера, иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий, иконописцы Михаил и Евтихий, лик, фреска, церковь Св. Никиты в Чучере
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments