diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Category:

Христос Агнец Божий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года.

Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.

Христос Агнец Божий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил и Евтихий. 

Христос Агнец Божий. Фреска церкви Святого Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 года. Иконописцы Михаил и Евтихий. Фрагмент.

[Spoiler (click to open)]

АГНЕЦ БОЖИЙ - символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека (Ин 1. 29). Прообразом этой жертвы служили все виды ветхозаветных жертв. Жертвы приносят уже сыновья первых людей, Авель и Каин (Быт 4. 3-4), хотя начало жертвоприношениям было положено, по-видимому, Адамом и Евой. Необходимость в жертвенном культе была вызвана желанием человека, поврежденного грехом, вернуться к Богу и восстановить нарушенное богочеловеческое единство. Разделение между ним и Богом было столь значительно, что преодолеть его сам человек не мог; он нуждался в посреднике, в качестве которого и выступал в таком случае жертвенный культ. Однако последний не обладал никакой магической силой, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр 10. 4). Действенность ветхозаветных жертв была обусловлена тем, что все они символизировали собой будущую Жертву «Ходатая Нового Завета» (Евр 9. 15), Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр 9. 12), уничтожив грех «жертвою Своею» (Евр 9. 26).


В XII в. в связи с распространением композиции «Служба святых отец» в росписях алтарных апсид византийских храмов в центре святительского ряда начинают изображать Младенца Христа, лежащего на престоле (фрески церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191). Позже эти изображения попадают в лицевое шитье (покровцы). В XVI в. получает распространение иконография св. Иоанна Предтечи, в руках которого чаша с Младенцем, что прямо иллюстрирует евангельский текст «Се агнец Божий». В русских иконописных подлинниках под иконографией «Агнец Божий» понимается изображение Младенца на дискосе (Сийский иконописный подлинник, 2-я пол. XVII в.).
Tags: 14 век, Богочеловек, Иисус Христос, Македония, Мелисмос, Православие, Спаситель, Христианство, Христос, Христос Агнец, Христос Агнец Божий, Церковное искусство, Чучер, вера, иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий, иконописцы Михаил и Евтихий, лик, лик Спасителя, фреска, церковь Св. Никиты в Чучере
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments