diomedes2 (diomedes2) wrote,
diomedes2
diomedes2

Categories:

17 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА - ПРАЗДНИК ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СУББОТА АКАФИСТА.

Похвала Пресвятой Богородицы. Икона. Москва, третья четверть XV века.

Похвала Пресвятой Богородицы. Икона. Москва, третья четверть XV века. Фрагмент.

Похвала Пресвятой Богородицы. Икона. Москва, третья четверть XV века.



Фрагменты фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

Фрагмент фрескового цикла, иллюстрирующего Акафист ко Пресвятой Богородице. Церковь Святого Николая Орфаноса в Салониках, Греция. 1310 - 1315 годы.

[Spoiler (click to open)]

Похвала Пресвятой Богородицы - праздник Православной Церкви в память заступничества Пресвятой Богородицы. Празднование также известно как Суббота Акафиста.

Празднование в субботу пятой седмицы Великого поста

Праздник был установлен в IX веке для восхваления Божией Матери за неоднократное избавление Константинополя от нашествий врагов. Среди побед, ставших причиной учреждения праздника, было чудесное избавление города от соединённых сил агарян и персов, которые подошли к Царьграду с моря и с суши, но были во множестве рассеяны и потоплены внезапно поднявшейся ночной бурей. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную ("акафист" по-гречески) песнь: "Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!"

Праздник также стал хвалебным воспоминанием о снятии осады с Константинополя летом 626 года. В то время город был осажден аварами и славянами. Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены. Народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, и опасность была отвращена. По этому поводу к уже составленному Великому акафисту Божией Матери был добавлен благодарственный проимий.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы отмечался торжественным пением Великого акафиста в субботу пятой седмицы Великого поста. Иосиф Студит написал канон на Субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили благодарственные молитвы в честь всесильного воеводства Божией Матери.

Сначала праздник акафиста совершался лишь в самом Константинополе, в Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесён в уставы монастырей святого Саввы и Студийского и потом в церковные Богослужебные книги, таким образом сделавшись общим для всей Восточной Церкви.

При совершении торжества Похвалы Пресвятой Богородицы, Церковь утверждает кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В современной Богослужебной практике Великий акафист в субботу пятой седмицы Великого поста поётся на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) - не весь сразу, а раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.



Ака́фист (греч. неседальное [пение], т. е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.

Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия врагов.

Акафист ко Пресвятой Богородице изначально - как единственный в своем роде - именовался просто "Акафист", и только спустя столетия, когда появились другие подобные песнопения, за ним закрепилось название "Акафист ко Пресвятой Богородице" или "Великий акафист". Таким образом, само слово акафист из обозначения конкретного текста превратилось в обозначение жанра.
Tags: 14 век, 15 век, Акафист ко Пресвятой Богородице, Богородица, Великий пост, Византия, Греция, Похвала Пресвятой Богородицы, Православие, Пресвятая Богородица, Салоники, Суббота Акафиста, Христианство, Церковное искусство, Церковный Праздник, вера, византийская иконопись, византийская фреска, икона, русская икона, русская иконопись, фреска, церковь Св. Николая Орфаноса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments